вторник, 30 июня 2015 г.

"Идиот" Достоевского, зачем читать чужие письма и как я нахожу время на чтение

Девочки,

Внимание, много букав :) Для тех, кто любит читать так же, как я :)

Хочу поделиться с вами своими впечатлениями от прочтения романа Достоевского "Идиот". В школе мы его "не проходили", сама я до него тоже дошла не сразу, хотя творчество ФМ я очень люблю. Моя бабушка называет его занудой и моралистом, хотя, конечно, в свое время всего его перечитала. А мне его "Бедные люди" трогают душу. 

И вот "Идиот". Дался мне с большим трудом. Неоднократно хотелось бросить эту фантастическо-набожную ерунду, этот балаган эмоций и сборище душевно больных людей. Так что дочитывала я роман из принципа. Все-таки классику нужно знать. Мой вывод - до этого произведения я не доросла либо не прочувствовала, потому что читать приходилось урывками. Впечатление осталось, как после чего-то очень липкого, сумбурного, сумасшедшего и тяжелого. 

Я совершенно не могла себе позволить, так обойтись с творчеством одного из любимых писателей, так что полезла искать отзывы критиков, разборы и рецензии литераторов, мнения и историю написания романа. Это немного прояснило неординарность, я бы даже сказала, какую-то ненормальность абсолютно всех персонажей и гротескность доходящих до полного абсурда ситуаций. Во многих рецензиях авторы приводили цитаты самого Достоевского о своем произведении, и мне стало интересно прочесть оригинал. Мне всегда казалось немного странным в школьных сочинениях пытаться проанализировать, а что же этим эпизодом, словом, действием автор хотел сказать читателю. И хотя тут очень часто на выручку приходил Белинский, в конце концов все сводилось к тому, что поди его разбери. А тут вдруг пробрало и стало действительно интересно! Так я добралась до писем Достоевского его семье и друзьям. И вот тут началась магия.

Читать чужие письма оказалось ужасно увлекательно :)  Я, конечно, много раз слышала, что автобиографии, письма, да и просто биографии - это интересно, занимательно и расширяет кругозор. Но я даже не представляла, что это настолько затягивает. Перед тобой вместо какого-то полумифического персонажа, который, конечно, когда-то жил и писал, но все-таки было это давно и неправда,   появляется  реальный человек, проживающий свою очень реальную жизнь. Я,  например, к своему стыду не знала, что Достоевский был болен "падучей" болезнью, что писал он в перерывах между припадками, окруженный долгами и кредиторами. Кажется, что вот, великий, талантливый писатель, пишет, потому что иначе не может и потому что это дар с выше. Ага. Достоевский работал ночами, на износ. Сжигал и переписывал заново. Он не просто писал, потому что ему так хотелось, он этим зарабатывал, со всеми вытекающими: четкие сроки и обязательства перед редакцией, жуткая нехватка времени, периодами полное отсутствие какой-либо жизни вне работы, муки творчества, необходимость писать, даже когда нет вдохновения или сил. Меня поразило, как часто он писал и повторял, что ужасно занят, что у него совершенно нет времени даже на необходимые вещи, сетовал на свое нездоровье, отнимающее у него драгоценные минуты жизни. Удивило, как он рассуждал о деньгах, как рассказывал, сколько ему платят за лист, сколько у него выходит за книгу и что, он очень боится испортить концовку одного из своих романов, потому что его могут посадить в долговое отделение, где он не сможет толком закончить. Девочки, серьезно, это клад! 

В общем, я решила обязательно включить автобиографии, дневники и мемуары в свой список литературы. Кстати, о списке.

Я, конечно, не читаю столько, сколько читает Игорь Манн. Даже близко. Но хочется думать, что я успеваю довольно много, особенно учитывая, что у меня фактически две работы и семья :) Хочу быстренько провести маленькую рекламную кампанию чтения и рассказать, как я нахожу время на книги.

mn.ru
Ну, прежде всего, я читать люблю. А это уже половина успеха.  Если вы не фанат чтения, попробуйте начать с того,  что вам может быть наиболее интересно. Может, вы фанат кулинарии? Тогда вам могут показаться увлекательными книги о кулинарных путешествиях или истории различных блюд. Недавно на сайте МИФа увидела, например, книгу про кофе :) Явно для фанатов. Тут вопрос в том, чтобы привыкнуть и пристратиться к книжному формату. А дальше будет проще. 
Тут может возникнуть вопрос, зачем вообще тратить время на прочтение книги, когда можно посмотреть передачу или погуглить информацию в интернете. Тут мне особо возразить нечего, кроме того, что чтение - это совершенно другой уровень интеллектуальной деятельности. Если вы хотите быть образованным и развитым человеком - книги надо читать. Тем более, что сейчас это так просто. Даже в библиотеку идти не нужно (хотя я хожу и люблю это дело). Книги можно найти все в том же интернете. Прочесть он-лайн или скачать. Для меня это, конечно, не то же, что подержать в руках бумажное издание, но зато очень удобно, мобильно и практично. У меня есть электронная читалка, одна из самых простых, и она позволяет мне в сумочке носить с собой библиотеку и читать везде, где у меня есть на это время.
Еще один вариант для очень занятых людей - аудио книги. Особенно хорошо для тех, кто проще воспринимает и запоминает информацию на слух. Можно слушать в метро или выполняя какую-нибудь рутинную работу. Я заметила, что в таком формате очень большое значение имеет, нравится ли вам диктор. Плохое прочтение может очень сильно испортить впечатление от книги.
Если проблем с мотивацией нет, но есть острая нехватка времени, нужно расставить приоритеты, выключить перед сном компьютер, оторваться от телевизора и посвятить хотя бы 15 минут чтению. Начните с малого, дальше втянетесь и время найдется само. Как только мы решаем, что что-то для нас является крайне важным или ужасно интересно, мы каким-то образом всегда находим на это время. 
Составьте список того, что хотите прочесть. Это помогает справиться с прокрастинацией и постоянным: что же мне почитать...что-то я ничего не могу придумать...пойду посмотрю телевизор. Когда есть список, все просто. Берете следующий пункт или берете что-то на выбор из списка. Принцип тот же, что и с меню на неделю - не нужно каждый раз тратить кучу времени на поиски и сомнения.
Пишите отзывы, рецензии, выписывайте цитаты. Это очень мотивирует читать книги внимательно и быстро. Кроме того, помогает рефлексировать и лучше запоминать то, что вы прочли. Я вот пишу тут :) Не всегда получается читать быстро, но внимательно - регулярно :)
Найдите тех, с кем можно обсудить прочитанное. Это всегда приятно и является источником дополнительной мотивации, а значит, и время на чтение будет находиться чаще.
Меняйте жанры. Читать только бизнес литературу или только художественную, или тооооолько научную мне, например, ужасно надоедает. Так что я миксую. Довольно часто читаю параллельно несколько книг. Под настроение, самочувствие и время суток. Я стараюсь не читать ничего информативного, требующего больших ресурсов мозга на ночь. А то он у меня потом всю ночь будет это информацию отрабатывать :) Лучше розовые слоники и единороги.

Ну вот как-то так :) Если вы дочитали до конца - мой вам респект и грасьяс :) Мне и другим читателям будет очень интересно узнать ваше мнение по поводу всего выше изложенного.

Кстати, сегодня горшок с цветком опять пропололи. Хвостатые дачники.



14 комментариев:

  1. Достоевский, один из "моих" писателей...периодически перечитываю)))
    С чтением у меня по разному, то "запои", то просветления, но совсем без книг не умею и не хочу, люблю бумажные, электроника не приживается. Люблю литературу разноплановую, но художка перевешивает...
    Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и у меня Достоевский один из любимых :) Толстой тоже нравится, но не так.

      Удалить
  2. Как-раз сегодня за вышиванием думала о том, как мало читать стала...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда я училась в школе и все жаловалась, как много приходится читать, мама все время говорила, мол, читай, пока есть время :) Мама, конечно, была права :))

      Удалить
  3. Читать люблю, очень-очень. Пристрастили в раннем детстве. Мама училась на факультете филологии, пока меня носила и вскармливала. А с 3,5 лет сажала меня на столь интересный предмет интерьера для детей и обкладывала меня книгами, чтобы я не лезла в кроватку к маленькому брату пока она вешала белье на улице. В 4 года показали буквы, повесили азбуку, а в 4,5 я начала читать. С тех пор - без бумажного носителя мыслей и трудов писателей просто не могу.
    Классика, биографии; переписка - 50/50. Достоевский - мне трудновато с ним, трудновато читать... "Идиот" - у меня только в списках на прочтение. Есть фильмы (советский и современный), но хочу сначала прочитать, вникнуть, а уж по прочтению можно и фильм посмотреть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, я тоже решила сначала прочесть, а потом смотреть. В интернете рецензии когда читала, обнаружила, что многие говорят, что современному фильму не хватает глубины. Вот теперь не знаю, какой первым посмотреть

      Удалить
  4. Читать обожаю, читаю всегда запоями. Сейчас благодаря рукоделию периодически выхожу из "запоя". И классику люблю, и современных популярных авторов (не всех). Читать стараюсь то, что по душе (не обязательно веселенькое про розовые облачка, но обязательно про доброе, вечное). Читая Ваши комментарии, поняла, что "Идиот" не для меня. Я бы так, через силу, не смогла. Во время чтения у меня эффект полного погружения (даже при просмотре фильмов не так), поэтому после тяжелых книг я несколько дней в себя прийти не могу, как будто это все со мной происходило и продолжает происходить...
    А вот биографии, письма - это да, это действительно интересно.
    Спасибо за отзыв, было очень интересно))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо, что поделились. Абсолютно согласна с вами на счет тяжелых книг. У меня в эту категорию еще всякие жутковатые попадают. Читала Игру Престолов, безумно интересно, но очень жутко. Кошмары потом снились)))

      Удалить
  5. Татьяна, спасибо за пост! Мы с мужем - сумасшедшие читатели, он таскает книги пачками из библиотеки, а мне приходится их покупать, так как на русском языке в библиотеке только Гоголь, Толстой и изредка - Достоевский. Воспоминания и мемуары - самая любимая моя литература уже много-много лет. Достоевского читать не могу, поэтому прослушала его аудиокниги за вышивкой и шитьём. Вы правы, от чтеца зависит более 50% успеха восприятия книги, иногда книги начитаны такими жуткими голосами, что приходится выключать комп или искать произведение в другом исполнении. На днях получила посылку, если интересно, набор книг таков - Пола Маклейн "Парижская жена" (История любви Хемингуэйя и Хедли), Кора Ландау-Дробанцева "Академик Ландау", Лидия Зиновьева-Аннибал "Тридцать три урода. Мемуары первой русской скандалистки", Марк Шагал " Об искусстве и культуре",Баронесса Мария Федоровна Мейендорф "Воспоминания", Василий Катанян "Лиля Брик. Жизнь", Татьяна Толстая "Лёгкие миры" и Дина Рубина " Озябшие странники", "Коксинель".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна! Спасибо за список книг!! Если не секрет, где вы книгги заказываете?

      Удалить
  6. Татьяна, почитайте автобиографию Агаты Кристи. Когда читала её детективы, думала, что более интересно и увлекательно написать нельзя. Но автобиография затмила все её детективы.

    ОтветитьУдалить
  7. Как вы точно про роман "Идиот" написали, не так давно пыталась его прочитать, и "принцип" включала, но не смогла, бросила на середине - не мое, хотя классиков знать надо. А читать люблю, стараюсь выкроить время и для сына, и для себя (хотя детская литература на данный момент перевешивает) :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, столько есть прекрасной детской литературы! Тоже здорово перечитать :)

      Удалить